Юрий Гладыш
 

Лоллий Баландин22 апреля 2021года 100 лет со дня рождения Лоллия Александровича Баландина

Идеалист с планеты Земля

 

Юрий Львович ГладышНачну свой короткий рассказ издалека.

В 1980 году на экраны страны вышел фильм совсем молодого тогда режиссера, а ныне признанного мэтра, Владимира Бортко. Назывался он немного неуклюже для типичного советского фильма той поры – «Мой папа – идеалист».

Картина не снискала особой любви зрителей. Хотя, по мнению автора этих строк, это был выдающийся для своего времени фильм. Один только список исполнителей главных ролей чего стоил – Владислав Стржельчик, Юрий Богатырев, Наталья Варлей, Ирина Скобцева, Наталья Кустинская.

Казалось бы, что еще нужно взыскательному советскому зрителю? Смотри и радуйся.

Но нет, видимо, что-то насторожило.

Думается, что смутил образ главного героя. Слишком он был необычен для кино эпохи «позднего застоя». Казалось, критики не могли понять, считать его положительным или все же не совсем таковым.

Действительно, образ немолодого драматурга и артиста театра музыкальной комедии, немного наивного и слегка непрактичного, пишущего какую-то пьесу «о торжестве добра», и при этом реально пытающегося помочь окружающим людям, не вписывался в традиционные сюжетные рамки.

Мне же тогда показалось, что я уже давно знаю этого человека. Слишком уж он походил, причем походил до мельчайших деталей, на моего тестя и, не побоюсь этого слова, старшего товарища.

Которого звали, как уже догадались читатели, Лоллий Александрович Баландин.

Этот человек оставил значительный след в моей жизни. Куда бы меня потом ни заносила судьба я неизменно с теплотой вспоминал Лоллия Александровича и те ненавязчивые жизненные уроки, что он преподал мне в свое время, возможно, сам того не ведая.

Это был, как отмечали многие, необычайно светлый человек. Запоминался окружающим он, прежде всего, своим лучащимся оптимизмом и неиссякаемым жизнелюбием.

Его оптимизм практически никогда не был завязан на решение каких-либо практических задач и не определялся обыденной житейской логикой. Он был изначально и принципиально альтруистичен.

Лоллий Александрович мог совершать не вполне понятные с обывательской точки зрения поступки. Поэтому приходилось слышать, как иногда его принимали за некоего чудака, живущего по законам своего внутреннего мира.

Но если он и был немного чудаком (что, впрочем, весьма спорно), то исключительно из числа тех чудаков, на которых держится эта планета. Чудаком, противопоставившим свои светлые и добрые, но иногда непрактичные принципы миру скучных и унылых педантов.

К моему большому сожалению, я совсем не знал Лоллия Александровича Баландина как актера, писателя и театроведа. Но мне довелось немного узнать его, как крупного и талантливого журналиста. Однако, поверьте, это «немногое», извините за каламбур, мне многого стоило. Мы не так уж часто вели беседы на профессиональные темы. Но тогда, когда речь заходила о творчестве, мне неизменно западали в душу его очень точные и грамотные замечания, тактичные и всегда уместные советы опытного профессионала начинающему автору.

Да и просто по-человечески он мне очень много дал! Даже в совсем неожиданных областях. Он сумел привить мне, столичному жителю, искреннюю любовь к Сибири, которая сохранилась со мной на всю жизнь. Через пять лет после знакомства с Лоллием Баландиным я переехал (не без его влияния) на Крайний Север Восточной Сибири, где прожил двадцать лучших лет своей жизни.

Своими красочными и талантливыми рассказами он сумел зародить во мне любовь к радио. Несомненно, то, что спустя много лет я стал главным редактором Норильского городского радиовещания в значительной степени является его заслугой.

Когда мои прихотливые пути-дороги неожиданно приводили меня в Новосибирск, я непременно первым делом направлялся в знаменитый «стоквартирный» дом на Красном проспекте. Даже если в городе не было жены и дочери, я считал своим долгом обязательно повидать Лоллия Александровича. Конечно, это желание было немного эгоистичным. Я знал, что неизменно увезу с собой дальше в дорогу частицу тепла, которой, как всегда, одарит меня при посещении Лоллий Баландин.

Но вернемся в далекий 1980 год. Кажется, именно тогда Лоллий Александрович предложил нам с супругой посетить областной драматический театр (ныне театр «Старый дом») и посмотреть спектакль по пьесе Аллы Соколовой «Фантазии Фарятьева». Он как-то даже непривычно для себя настоятельно рекомендовал нам эту постановку и особенно обращал внимание на молодого тогда драматурга, которому предрекал большое будущее.

Мы с женой сходили на спектакль и остались под большим впечатлением и самой постановки и необычной драматургии, у которой тогда практически не было аналогов в советском театре семидесятых годов. Позднее, мы, внимая совету Лоллия Баландина, старались следить за творчеством Аллы Соколовой, ходили на спектакли по ее пьесам, таким, как «Кто этот Диззи Гиллеспи?», «Эльдорадо» и «Люди, звери и бананы».

Но причем здесь этот спектакль и драматург Алла Соколова, может спросить читатель? И будет не совсем прав. Дело в том, что в центре творчества Соколовой как раз и стоит необычный образ светлого человека, иногда витающего в облаках, но неизменно очень талантливого и необычайно привлекательного. Того самого, который наиболее ярко воплотился в образе драматурга и артиста, главного героя фильма «Мой папа – идеалист», вышедшего, между прочим в том же 1980 году и опять-таки между прочим по сценарию той же Аллы Соколовой (это оказался ее первый и последний опыт в качестве автора киносценария).

Думаю, что эти совпадения отнюдь не случайны и даже вряд ли являются совпадениями. Скорее всего, Лоллий Александрович, возможно, интуитивно, а, возможно, и вполне сознательно, почувствовал свою духовную связь с такими необычными, но такими привлекательными и такими нужными всем нам героями Аллы Соколовой. Без которых сегодня трудно представить себе советскую драматургию. Да что там драматургию – весь мир будет беднее без этих чудаков и идеалистов.

Точно также, как русскую культуру, искусство и журналистику нельзя себе представить без упоминания Лоллия Александровича Баландина.

Так, значит, и не нужно представлять! Лоллий Баландин был, есть и будет. В своих трудах, работах, записях и воспоминаниях тех, кто его любил и продолжает любить.

 

Юрий Гладыш,

Член Союзов журналистов и кинематографистов.

 

 
Дата последнего обновления страницы 10.05.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»